МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей
Проект
Тема: « Дети – друзья природы»
Составила:
Коновалова Наталья Григорьевна
Воспитатель МБДОУ № 27
город Углегорск
2018 год
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3
2. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА…………..7
3. ВЫВОД……………………………………………………...12
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……....…13
I. ВВЕДЕНИЕ
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…»
В. А. Сухомлинский.
1.Название проекта: «Дети – друзья природы»
2. Гипотеза проекта:
3. Актуальность проекта
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
4. Цель проекта:
познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени.
5. Задачи проекта:
6. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный. творческий, информационно - исследовательский.
7. Сроки проведения: с 19.04.18 – 11.05.18 г.
8. Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители
9. Форма проведения: групповая
10. Предполагаемый продукт проекта:
11.Ожидаемые результаты по проекту:
продолжается развитие неравнодушной личности, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
12. Основные формы реализации проекта:
· Занятия по ознакомлению с окружающим миром
· Дидактические игры и упражнения
· Чтение художественной литературы
· Развлечения, беседы
· Работа с родителями
· игры-ситуации
· выставки рисунков и поделок
· просмотр презентаций, видеофильмов
II. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП с 19.04.18 – 22.04.18 г.
· Сбор литературы
· Опрос детей по данной теме.
· Составление плана работы.
· Разработка содержания проекта.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП с 23.04.18 – 18.05.18 г.
Сроки |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Примечания |
|
1 неделя |
|
|
|
НОД «Что такое природа?»
Дать элементарное представление о природе, сформировать положительное отношение к новому занятию – экологии.
Беседа «Как люди помогают лесным обитателям»
Создать условия для формирования представлений о жизни в лесу, о леснике и его природоохранной деятельности. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки
Опытно-исследовательская деятельность
«Зачем растения вертятся» - Показать детям, что для роста растениям необходим свет.
Чтение Скворцы (Отрывок) Куприн А.И.
Д/И «Какого растения не стало?»
Д/И «Я знаю»
Д/И «Четвёртый лишний»
Игра – тренинг «Дождик» - снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций
П/И «Воробушки»
П/И «Заяц и лиса» - вызывать эмоциональный отклик, упражнять в умении имитировать движения животных, звукоподражать им, развивать воображение, выполнять действия по показу.
Ситуативный разговор «Природа благодарит и сердится» - учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе. |
|
|
|
2 неделя |
|
|
|
НОД «Солнце, воздух и вода»
Формировать представления детей о свойствах воздуха, воды и солнца. Дать представления детям о полезных свойствах воздуха, воды и солнца с опорой на исследовательские действия.
Экскурсия в парк
1. Уточнять и расширять знания о характерных признаках весны; закрепить умение находить и узнавать птиц; упражнять в умение различать деревья; дать знания о помощи людей растениям и птицам весной.
2.Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
Опытно-исследовательская деятельность
«Растениям – теплую водичку»- Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.
Чтение Жаворонок. Соколов-Микитов И.С.
Д/И «Беседы с деревьями» - учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Д/И«Путешествие» - воспитывать бережное отношение к природе.
Д/И«Земля, вода, огонь, воздух»
Интерактивная игра «Необычное путешествие»
Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Игра – тренинг «Прогулка по ручью» -
стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.
П/И «Ходят капельки по кругу
П/И «Птички в гнёздышке» - память, внимание, быстрота движений, ориентировку в пространстве.
Ситуативный разговор «Что было бы, если из леса исчезли…»
|
Консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании в семье» |
|
|
3 неделя |
|
|
|
Интегрированное познавательно- экологическое занятие "Заколдованный лес" Обобщать знания детей о диких и домашних животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях, о рыбах. Расширить знания детей о значении воды в нашей жизни и закрепить знания детей о свойствах воды
НОД «Станем юными защитниками природы»
1.Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от плохих. Воспитывать желание по-доброму относиться к людям, природе, умение сочувствовать, сопереживать. Познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе.
Беседа: «Как мы заботимся о природе?». -способствовать развитию связной речи детей, умения правильно излагать свои мысли, умения слушать друг друга, не перебивать.
Опытно-исследовательская деятельность «Как вода поступает к листьям» - на опыте показать, как вода движется по растению.
Д/И «Экологический светофор» - уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Д/И - «Земля и ее жители».- расширять знания детей о животных и местах их обитания.
Д/И - «Небо, земля, вода»- закреплять знания о приспособленности животных к среде обитания.
Д/И « Что такое хорошо о что такое плохо » - уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Игра – тренинг «Изобрази животное» - снятие психоэмоционального напряжения.
Игра – тренинг «Цветок»- снятие мышечного, - напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
П/И «Пчелки»
П/И «Гуси-лебеди»
П/И «Лягушки и цапля» - развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места
Ситуативный разговор - «Почему звери осенью впадают в спячку, а весной просыпаются?» - умение логически мыслить.
Ситуативный разговор: Зачем нужно охранять природу?»- содействовать развитию познавательного интереса к природе.
Чтение «Почему плачет синичка?» В. А. Сухомлинский.
Чтение В. Бианки «Чей нос лучше?»- содействовать внимательному прослушиванию произведения.
Чтение «Лебедь» Аксаков Сергей Тимофеевич
Акция
|
Памятка для родителей по экологическому воспитанию в семье «Берегите природу» |
|
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП - 10.05.18 г.
III. ВЫВОД
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006.
2.Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел». Ярославль: «Академия развития», «Академия и Ко»,1999.-(серия: «умелые руки»).
3.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Мн.:» Асар»-1996.
4.Николаева С.Н.»Методика экологического воспитания в детском саду». - М.: Просвещение,2000г.
5.Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. - М.:АРКТИ,2003г.
6.Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет - М.: Мозаика-синтез, 2006г.
7.Интернет источники: www.allforchildren.ru
www.vseposlovici.ru
www.babylib.ru
www.vseskazki.su
www.doshvozrast.ru
www.priroda.su