Персональный сайт воспитателя КОНОВАЛОВОЙ НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ
Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Мы - эрудиты»МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12 «Мы – эрудиты» Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста Составитель: Коновалова Наталья Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории 2018 г Содержание 1. Паспорт программы……………………………………………………………………………………3 2. Пояснительная записка………………………………………………………………………………..5 - Направленность дополнительной образовательной программы …………………………………..7 - Вид программы…………………………………………………………………………………….…..7 - Новизна программы …………………………………………………………………………………..8 - Принципы и подходы к реализации программы……………………….............................................8 - Актуальность……………………………………………………………………..................................10 - Педагогическая целесообразность……………………………………………………………………11 - Цель программы……………………………………………………………………………………….13 - Задачи программы…………………………………………………………………………………….13 - Отличительные особенности………………………………………………………………………....14 - Возраст детей………………………………………………………………………………………….14 - Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………15 - Формы подведения итогов…………………………………………………………………………...18 - Типовая диагностическая карта…………………………………………………………………. ….18 - Методика обследования…………………….......................................................................................19 - Средства, необходимые для реализации программы………………………………………..…..…22 3. Учебно-тематический план………………………………………………………………….……….23 - Примерный учебно-тематический план(5- 6 лет)………………………………………………....24 - Примерный учебно-тематический план(6- 7 лет)……………………………………….……..….32 4. Содержание программы………………………………………………………………………...........39 5. Методическое обеспечение…………………………………………………………………….........43 6. Список использованной литературы……………………………………………………………..…45 Паспорт программы
1. Пояснительная записка В практику работы дошкольных образовательных учреждений активно входит внедрение дополнительных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка. В настоящее время появилась необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Она обусловлена современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном и начальном школьном этапе. Математическое развитие дошкольников это - качественные изменения в познавательной деятельности ребенка в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Дети старшего дошкольного возраста отличаются активностью в познании окружающего, проявляют интерес к математике. Накопленный интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, поэтому нужно помочь направить его в нужное русло в процессе обучения и познавательного общения. Создание условий для развития ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое - одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. В исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова было доказано, что проблема обновления содержания обучения в начальных классах является частью проблемы организации развивающего обучения ребенка. Психологическое обоснование важности и особой значимости этой проблемы было разработано Д. Б. Элькониным (1960, 1966) и В. В. Давыдовым (1966, 1972), в исследованиях которых было показано, что решающим фактором в развитии мышления младших школьников выступает содержание обучения. Таким образом, связь между содержанием обучения и процессом развития мышления ребенка, существует, но ее нельзя считать достаточным условием обеспечения математического развития ребенка. В начальной школе дети, зачастую, испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин является потеря интереса к математике. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей - это развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Учеными доказано, что около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам, поэтому важно их научить мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, уметь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости. Сегодня, многие родители ищут школы с добавлением специальных предметов: математики, раннего чтения, иностранных языков, компьютерной грамоты, и т.д. Растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы». Направленность дополнительной образовательной программы Данная дополнительная образовательная программа познавательной направленности предназначена для развития и обучения детей 5 – 7 лет. Она основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении. Программа «Мы - эрудиты» носит промежуточный характер и создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему. Вид программы Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования детей предназначена для развития логического мышления у дошкольников 5 – 7 лет через использование занимательного математического материала, основана на методических пособиях и рекомендациях Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. Новизна программыв использовании комплексного системно-деятельного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в том, что: · теоретический и практический материал подается в игровой форме · развивается личность каждого ребенка, · формируется готовность к систематическому обучению · происходит преодоление факторов дезадаптаци Все это происходит за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, что позволяет им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Материал занятий углублено излагается в игровой форме. Расширенные знания ребёнок получает в процессе практического применения дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. А так же программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Принципы и подходы к реализации программы Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Мы – эрудиты» соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). Она соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей. Строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей. При составлении программы учитывались принципы: 1. Принцип систематичности и последовательности. 2. Принцип повторения умений и навыков. 3. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества . 4. Принцип коммуникативности.. 5. Принцип результативности. 6. Принцип индивидуализации. 7. Принцип проблемности. 8. Принцип психологической комфортности. 9. Принцип творчества. 10. Принципы взаимодействия с детьми: · ребенок – молодец, возникающие трудности – преодолимы; · поощрение усилий ребенка, его стремление узнать, научиться новому; · исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; · сравнение результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; · каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом. Актуальность программы обусловлена тем, что настоящее время это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения. Занимаясь с детьми, было замечено, что многие не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления.
Педагогическая целесообразностьзаключается в том, чтоименно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для детей, на которых она рассчитана. Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: · принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); · формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.); · методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.); · средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей). Цель обучения не знания, а вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Данная программа позволяет привлечь ребенка к игровому взаимодействию, обогащает его математические представления, интеллектуально развивает. В процессе занятий используются наиболее действенные задания, которые способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои возможности: задания на развитие логического мышления, задачи-шутки, загадки и др. Цикл занятий соответствует концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребенку индивидуальную траекторию движения, осуществим на математических занятиях через посредство системы конструктивных заданий, выполняемых ребенком самостоятельно, приводящих ребенка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера. Условия, порождающие преемственные связи математического развития ребенка должны разрабатываться в непрерывности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования. Не секрет, что математика - это мощный фактор формирования познавательных и творческих способностей, интеллектуального развития ребенка. Самое главное - это привить ему интерес к познанию, а для этого занятия нужно проводить в увлекательной игровой форме. Ведь благодаря играм удаётся привлечь, сконцентрировать внимание и вызвать интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. На первоначальном этапе их привлекают только игровые действия, а затем то, чему учит игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики, он учится выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности, усваиваются сложные математические понятия. Цель программы - расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, развитие логического мышления, смекалки, умения самостоятельно мыслить, аргументировать высказывания, делать простейшие умозаключения. Задачи программы: обучающие: · формировать мотивацию учения, ориентацию на удовлетворение познавательных интересов; · познакомить с общими математическими понятиями; · способствовать овладению мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); · формировать учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.); · ознакомить с числовым рядом и составом числа; · дать представления о задаче, умение вычленять её части, решать и составлять задачи; · учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана; · обучать конструировать фигуры из палочек, составлять фигуры из частей, делить фигуры на части; · формировать пространственно-временные отношения; · формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами; развивающие: · развивать познавательные, творческие способности, мыслительные операции, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение; · развивать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий; · развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. воспитательные: · воспитывать интерес к занимательной математике; · воспитывать настойчивость, терпение, способность и умения элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий; · выработать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, владеть волевыми усилиями; · воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, воспитывать культуру поведения в коллективе и т.д.). Отличительные особенностиданной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что впервые деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания. Программа предполагает каждому дошкольнику возможность индивидуального пути саморазвитии в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Они предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта, что способствуют развитию у детей творческих способностей, дают пищу воображению, затрагивает интеллектуальную и эмоциональную сферу ребенка. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5 – 7 лет. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возможные достижения ребёнка на этапе завершения обучения. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе внутреннего мониторинга, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой и для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Ожидаемые результаты (ориентиры к 6 годам): · считать по образцу и названному числу в пределах 10; · понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; · знать числа первого десятка и записывать их; · пользоваться математическими знаками: +, -,=, , ; · записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр; · соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; · различать количественный и порядковый счет в пределах 10; · составлять числа от 3 до 10 из двух меньших; · понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа; · знать геометрические фигуры; · рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; · выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов; · располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения; · делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; · называть последовательно дни недели, месяцы; · ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку; · определять положение предметов по отношению к другому лицу; · решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; · понимать задание и выполнять его самостоятельно; · проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. Ожидаемые результаты (ориентиры к 7 годам): · знать числа второго десятка и записывать их; · понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -,=, , ; · решать арифметические задачи и записывать решение; · сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству; · устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; · дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов; · различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник; · рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку; · преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания); · раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10; · измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения; · изображать отрезки заданной длины с помощью линейки; · определять время с точностью до получаса; · ориентироваться на листе бумаги; · определять положение предмета по отношению к другому; · решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; · понимать задание и выполнять его самостоятельно; · проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы; · самостоятельно формулировать учебные задачи. Ожидаемые представления: · о единице измерения длины, веса, объема, денежных единицах; · о временных интервалах: временем суток, года; · об определении времени по часам; · о количественной характеристике числа. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Педагогический анализ работы помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей, скорректировать методы, приемы и способы обучения Типовая диагностическая карта освоения программы дополнительного образования
Уровни развития: 1 балл - данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер. Ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование, отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа (низкий уровень). 2 балла - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличие контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. Ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки (средний уровень). 3 балла - проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. ребенок имеет высокий уровень математических представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить (высокий уровень). Методика обследования уровня развития математических представлений детей 1. Умение пересчитывать предметы. Цель: выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет матрешки в ряд). Перед ребенком по кругу расставлены 8 матрешек. Сколько матрешек? Сосчитай. 2. Сравнение двух групп предметов. Цель: выявить способ сравнения двух групп предметов (множеств). Перед ребенком 9 уточек и 9 уточек в виде числовой фигуры буквы «Т». Сравни, где уточек больше, меньше. Почему ты так думаешь? Докажи. Ребенок может пересчитать уточки. Как еще можно определить, что их поровну? Ребенок может продемонстрировать способ наложения или приложения. 3. Отсчитывание предметов. Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по заданному числу. Перед ребенком на столе 5 матрешек и 10 кружков. 5 Отсчитай на 1 кружок меньше, чем здесь матрешек и т. д. 4. Сложение и вычитание. Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 14-1=13 6-1=7 6+2=7 20+1=19 7-2=5 10-1=9 17+1=18 8+1=10 4-4=1 13+1=14. Дети производят вычислительные действия, найди ошибку, исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять разными способами. 5. Представления о цифрах. Цель: выявить представления о цифрах. Перед ребенком цифры от 0 до 10 в случайном порядке. Разложи цифры по порядку. Назови цифры, которые тебе показываю. Покажи цифры: 2,7,4,9,3. 6. Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел. Перед ребенком на листе изображено число 12 – синим цветом, а число 22 – красным. Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство. 7. Умение определять соседей числа 1; 5;17; 7;10;19. Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры. 8.Умение сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков: больше , меньше, равно. 5….7; 6…2; 3…4; 5…8; 15…15; 17…18; 19…10; 0…6. 9. Умение ориентироваться в математической задаче. Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее. Рабочие красили забор. Сначала они израсходовали две банки краски, а потом еще одна. Сколько банок краски потребовалось на покраску забора? (фиксируется ответ и рассуждения ребенка). 10. Умение решать логические задачи. Цель: выявить умение решать логические задачи. По столбу ползла божья коровка. Проползла два метра и остановилась отдохнуть как раз в середине столба. Сколько еще метров осталось проползти божьей коровке до самого верха? 11. Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней недели. Разложи согласно последовательности событий и т д. (ребенку предлагается набор картинок). 12. Умение соотносить полоски по величине. Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда, знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда. Перед ребенком в случайном порядке 5 полосок, отличающихся на 0,5 см ( 15, 15,5; 16; 16,5; 17 см ). Разложи полоски по порядку от самой длинной (фиксируется способ соизмерения: приложение, наложение, глазомер, измерительные навыки). 13. Умение классифицировать геометрические фигуры. Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку. На листе бумаги наклеены или нарисованы геометрические фигуры разные по размеру, цвету, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция, пятиугольник. Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько разных типов фигур? (высший уровень, если ребенок объединяет в одну группу многоугольники или четырехугольники; низкий уровень, если перечисляет все фигуры.) 14. Представления о геометрических формах. Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять признаки геометрических фигур ( наличие углов). Перед ребенком на карточке в ряд изображены шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник. Художник, рисуя эти фигуры, загадал одну хитрость. Разгадай ее и скажи, какую фигуру здесь надо нарисовать? Если ребенок не смог ответить на этот вопрос, тогда ему предлагается несколько карточек с разными фигурами, среди которых есть треугольник. Попробуй из этих фигур выбрать ту, которую надо нарисовать (треугольник). Попросить ребенка объяснить свой выбор. 15. Представление об условной мерке. Измерение длины. Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и результат записать цифрами и сравнить. Фиксируется способ сравнения, измерительные навыки. Средства, необходимые для реализации программы: демонстрационный материал и раздаточный материал по темам, счётные палочки, «Волшебный мешочек», простые и цветные карандаши, палочки «Кьюзенера, «Танграм», Блоки Дьенеша, касса цифр и «знаков действий»; средства обучения: ноутбук – 1 шт; проектор – 1 шт; стол детский – 5 шт; стульчик детский – 10 шт.; обучающие компьютерные игры: «Мерсибо плюс», «Носики-курносики учатся считать».
3. Учебно-тематический план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, отражает специфику работы по оказанию дополнительных образовательных услуг. Прием воспитанников в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) дополнительных образовательных услуг. Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам до 10 человек и организуются за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Регламентируется расписанием занятий и учебно-тематическим планом дополнительного образования. По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13, для детей 5- 6 лет продолжительностью не более 25 минут, для детей 7 года жизни продолжительностью не более 30 минут.
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют регулировать принцип развивающего обучения. Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практическую часть. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия. Примерный учебно-тематический план(5- 6 лет)
Примерный учебно-тематический план (6 -7 лет) Содержание задач к каждой темы может дополняться и частично изменяться в зависимости от уровня усвоения программного материала каждым ребенком и группы в целом. 4. Содержание программы
Для подготовки воспитанников к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Существует много исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Главная задача педагога - включить всех детей в систематическое и активное усвоение программного материала. Для этого необходимо знать индивидуальные особенности детей, их отношение к таким занятиям, уровень математического развития и степень понимания ими нового материала. Важным условием подготовки к успешному обучению в школе является воспитание самостоятельности и активности в процессе занятий по математике, положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. При составлении плана занятия по развитию элементарных математических представлений, педагог должен учесть работу с индивидуальными проявлениями детей, знать уровень математического развития каждого ребенка, причины его отставания. Анализ педагогом предыдущего занятия не позволит допустить пробелов в знании детьми программного материала. Содержание программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования и представлено следующими разделами: - количество и счет; - величина; - геометрические фигуры; - ориентировка во времени; - ориентировка во времени и в пространстве; - логические задачи. В данной программе содержание расширено и усложнено: - ознакомление с цифрами и способами их написания; - знакомством с тетрадью в клетку.
Количество и счет. На данном этапе дети овладевают математической терминологией: цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры. Продолжается работа по ознакомлению детей с цифрами. Дети учатся писать цифры в клетке. Дети знакомятся с математическими знаками +,-,=, , и учатся их писать. Введение этой задачи обусловлено тем, что детям даются понятия «больше», «меньше», дети знакомятся со знаками и учатся их писать. Одной из самых сложных является задача составления числа из двух меньших. Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет, цифру . При закреплении знаний о числах дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения. Величина. Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром. Продолжается работа по делению предметов на части. Дети учатся понимать, что часть это меньше чем целое. Геометрические фигуры. Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира. Учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из геометрических фигур. Ориентировка во времени. Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат), учатся определять время с точностью до получаса. Закрепляются названия дней недели и месяцев. Ориентировка в пространстве. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполняют упражнения по словесной инструкции. Обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица. Логические задачи. Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной деятельности на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы: ребусы, кроссворды, головоломки и др. Задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения с соблюдением основных требований организации каждого занятия: - тщательность подготовки и творческий подход к каждому занятию; - при необходимости проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий ; - переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал; - выполнять программу последовательно; - поддерживать интерес ребенка к выполнению задания, соблюдать правило - не навреди. Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например: - Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом. - Основное содержание занятия – изучение нового материала. Содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. - Физминутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. - Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. - Развивающая игра. Раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. 5. Методическое обеспечение 1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. 2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. - М., 1991. 3. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. 4. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет, М., 2007. 5. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет, М., 2007. 6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000 7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г. 8. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. 9. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. 10. Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г. 11. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 6-7 лет. Москва, Ювента, 2014г. 12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-7 лет. Москва, Ювента, 2014г. 13. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:Просвещение,1987. 14. Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г. 15. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005. 16. Математические игры: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie igry; http:// 17. Игрыдлядетей 24.рф/matematicheskie-igry
1. Список использованной литературы 1. Белошистая, А.В. Занятие по математике: развиваем логическое мышление. Д.в. п. 9, 2004. 2. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997. 3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985. 4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. 5. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000. 6. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990 7. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000г. 8. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985 9. Математика до школы. Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000. 10. Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г. стр.47-62. 11. Носова Е.А. «Пред логическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л. : 1990. 12. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990. 13. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников.- С-П. 1997. 14. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольников.- М. 1977 с. 49. 15. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.:Просвещение,1982. 16. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников.- М. 1999 . 9 ноября 2018 в 12:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.