Персональный сайт воспитателя КОНОВАЛОВОЙ НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ
Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад ?Консультация для будущих и настоящих родителей дошкольников. Набирая детей трехлетнего возраста в новую группу, мы столкнулись с вечной проблемой адаптации детей к новым садовским условиям. Ведь дети проходят этот нелёгкий путь, не только приходя впервые в детский сад, но и переходя из группы раннего возраста в другую группу дошкольного возраста. Поэтому, хотелось бы заранее нацелить будущих родителей, чьи детки пойдут в детский сад, на существующую проблему. Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым, здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда и везде они не могут. В современном обществе вопрос воспитания подрастающего поколения актуален, как никогда. Всем людям, приходящим в новый коллектив нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того детский коллектив, воспитатели тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого нового ребёнка. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Попробуйте представить себе, что вы попадаете в незнакомый город, с множеством улиц, наполненный своими большими и маленькими жителями, а некоторые из них просто огромные. Они проявляют к вам особый интерес, и вы не знаете, добрые они или злые (поэтому надо быть с ними настороже!). В доме, где вам предстоит жить, живут еще 20—25 человек. Их очень много, все о чем-то говорят, бегают, толкаются, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного близкого человека, который бы поддержал, помог. Согласитесь, картина не радостная. Но именно так трехлетний малыш видит ситуацию своего прихода в детский сад. Со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, научится ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Поэтому надо помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет и чего же все от него хотят. Вот ваш малыш ходит в детский сад день, второй, неделю... Но вы почему-то не рады, а скорее озабочены всем этим. Вашего ребенка словно подменили, с ним все время что-то происходит. По любому поводу истерики, которые могут длиться несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Почти разучился говорить. Ничего не ест и плохо спит. И совсем не хочет ходить в детский сад. Упирается, когда насильно тащишь, расстается с плачем. Причитает так, что щемит сердце. А в детском саду целый день сидит один, не разговаривая, как нахохленный воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Такое впечатление что он «развивается назад». Но не волнуйтесь, это все естественно. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации к нему. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - это поведение ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад. В нем он постоянно, как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Если бы вам удалось сравнить силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты были бы просто идентичны. Вам очень трудно в это поверить, но это факт. Факт, который хоть немного объясняет, почему ребенок "развивается назад". Итак, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды – очень сложный, тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Теперь вы знаете, что происходит у ребенка с поведением, причины изменения его. Вам стало ясно, что всему виновник стресс, превращающий на время малыша в другого человека, разрушающий его защитные барьеры, извращающий ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. Стресс похож на пламя, и если не залить бушующее пламя, оно "сожжет" весь организм ребенка, и вам придется лечить нанесенные ему "ожоги" всю жизнь. А пока, снижается защитная сопротивляемость организма ребенка. От любого дуновения, любого ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. К тому же вспомните еще о кризисе трех лет. Вам надо знать, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, взрослые, этого не видим или, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды. И в это время, когда ваш ребенок, как никогда, нуждается в вас, в вашем понимании, а главное – поддержке, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детскому саду. Итак, теперь вы имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации к детскому саду. Теперь вы знаете, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что видите вы, - это издержки адаптации. И только от вас зависит, чтобы они были минимальными! Есть анамнестические факторы, которые вам изменить не под силу. Это все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако есть группа социальных факторов, которые возможно и нужно устранить. Например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. В дошкольных учреждениях хуже всех себя чувствуют дети с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, что подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышается беспокойство за ребенка, на что тот отвечает невротической привязанностью. Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, нервирующие детей, необщительность родителей, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе. Предупредить все случаи затруднений с адаптацией не удается. Всегда будут эмоционально чувствительные, впечатлительные и легкоранимые дети, а также дети с нервными нарушениями. Всегда будут, к сожалению, и конфликты в некоторых семьях. И все же можно сделать так, чтобы большинство детей с желанием ходили в детский сад. Первоочередной задачей воспитателя является терпение, эмоциональность и отзывчивость, способность обеспечить в группе приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат, умение уважать личность детей, развивать у них отзывчивость, умение общаться. Советы родителям для облегчения адаптации детей. • Научите ребенка быть самостоятельным. • Создавайте условия для общения ребенка с другими детьми. • Соблюдайте режим дня. Ночной сон - 9 - 12 часов (около 50 процентов ребятишек просто не высыпаются), прогулки 2 часа, полноценное питание, обязательны подвижные игры. • Провожая в детский сад, пожелайте ребенку удачи и успехов, а, встречая, поинтересуйтесь, что нового он узнал за день. • Не устраивайте скандал, если ваш малыш провинился. Выяснения отношений должны происходить только дома. • Хвалите ребенка за малейший успех. Понятно, что быть терпеливым до бесконечности, никто не способен. Взрослые ведь тоже не всегда абсолютно уверены в себе и идеально уравновешены, не стоит претендовать на то, чтобы эти качества проявлялись у детей. КОНОВАЛОВА Н.Г. Воспитатель МБДОУ № 27, высшая категория
27 сентября 2014 в 13:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.